Многие недоношенные дети испытывают трудности с поддержанием состояния бодрствования, восприятием изображений и звуков, а также при выражении позитивной реакции на прикосновения. Такой ребенок может тратить много энергии на питание, рост и блокирование интенсивных световых и звуковых раздражителей, поэтому у него остается мало энергии для социального взаимодействия.
Иногда родители чувствуют себя растерянными, если они не в состоянии установить визуальный контакт с малышом или почувствовать связь при прикосновениях к нему. Однако, будьте спокойны, потому что эти трудности нормальны. Из рекомендаций ниже вы можете узнать, как происходит развитие недоношенного ребенка и как вы можете помочь ему справиться с трудностями.
Позвольте малышу направлять ваше взаимодействие
Сначала, когда вы пытаетесь смотреть на ребенка и говорить с ним, он может глядеть в другую сторону, засыпать или становиться вялым. Ваш малыш подает сигнал о том, что он не готов смотреть, слушать и двигаться одновременно. В этом случае, сократите ваше взаимодействие, просто позволив ему смотреть на ваше лицо. Позднее вы можете тихо и мягко нашептывать ему, чтобы малыш следил за медленными движениями вашей головы из стороны в сторону. Но до поры до времени уважайте сигналы, подаваемые вашим ребенком, отводя взгляд или сохраняя тишину. Вы даете ему время, чтобы подготовиться к более активному взаимодействию. Кормление является особенно трудным для многих слабых младенцев, поскольку оно требует большой концентрации при совершении нескольких действий одновременно. Возможно, лучшая стратегия в течение этого периода — сохранять тишину. Ваш малыш даст вам понять, когда он сможет справиться с большей стимуляцией.
Понимание недоношенных детей
«Я взволнован» — сигналы, которые означают, что ребенку нужно успокоиться или побыть в тишине, включают:
- ускорение или задержки в дыхании
- потуги (как при дефекации)
- побледнение или покраснение кожи
- зевота
- икота
- изменения в напряжении тела, такие как выпрямление ног или рук или вялость
- внезапные резкие движения, судороги, вздрагивания
- выгибание тела
- высунутый язык
- капризность в течение долгого времени
- отвлеченность во время социального взаимодействия
- засыпание в то время, когда малыш должен бодрствовать
«Я готов» — сигналы, которые означают, что ребенок организован и готов воспринимать информацию, включают:
- спокойное дыхание
- неизменный цвет кожи
- мягкие движения рук и ног
- тихая сосредоточенность
- зафиксированный взгляд на вашем лице или каком-либо объекте
- спокойный сон в приемлемое время, чтобы у малыша была энергия для восприятия информации во время бодрствования
Другие полезные советы для поддержки вашего недоношенного ребенка:
Обеспечьте успокаивающее окружение
Ваш малыш может быть чувствительным к свету, звукам или новым ощущениям, поэтому будьте особенно внимательны, когда он устал или пытается сосредоточиться на сложных задачах, таких как кормление или восприятие вашего голоса. Следите за местами и ситуациями, которые могут быть дискомфортными для малыша, и пытайтесь их избегать. Простой поход в продуктовый магазин с младенцем может оказаться тяжелым для его восприятия; малышу, возможно, нужно еще повзрослеть, чтобы справляться с возбуждением, которую создают подобные ситуации.
Позаботьтесь о темпе и времени
Будьте внимательны к потребности вашего ребенка просыпаться самостоятельно. Недоношенные дети стараются установить свой цикл сна и бодрствования. Следите за сигналами, говорящими о том, что ваш малыш готов к игре, но будьте уверены, что вы даете ему время, чтобы восстановиться или подремать.
Обеспечьте последовательность и предсказуемость
Как и большинству взрослых, малышам тоже нужно знать, чего ожидать. Это снижает тревогу и помогает им эффективнее справляться с задачами. Обеспечить ежедневный распорядок, работать с одним и тем же специалистом по уходу и укладывать ребенка спать в одну и ту же кровать — вот примеры того, как можно создать организованный и предсказуемый мир. Это помогает малышам чувствовать себя в безопасности, расслабиться и быстрее осваивать новые навыки.
Поддерживайте вашего малыша в старании помогать себе самому
По мере роста малыши учатся самостоятельным действиям и испытывают удовольствие от успеха. Даже самые незначительные попытки успокоиться — посасывая большой палец, например, — оправдывают себя и закладывают основу для последующих стараний. Слабый малыш может нуждаться в дополнительной помощи. Один из способов — поддержать его плечо, чтобы он мог переместить руку ко рту. Другой — помочь ему схватиться за ножку, чтобы он почувствовал больше стабильности. Эта, казалось бы, незначительная поддержка имеет огромное влияние на достижения вашего малыша.
Бережно обращайтесь с малышом
Когда ваш ребенок бодрствует, важно перемещать его нежно и медленно. Дети, рожденные раньше срока, по-прежнему с трудом двигаются плавно и порой не могут удержать руки и ноги от болтания или выпрямления. Держите ребенка ближе к себе, чтобы он почувствовал поддержку и тепло вашего тела, или пеленайте его — это будет необходимо до тех пор, пока его движения не станут целенаправленными и контролируемыми. Недоношенные дети иногда испытывают трудности с быстрыми движениями, и скорее всего вы увидите сигналы «Я взволнован», когда их перемещают резко или без пеленки или поддержки.
Следите за действиями малыша, которые позволяют ему стать более организованным. Они включают:
- захватывание и удержание одеяла, вашего пальца или других объектов
- захватывание постельных принадлежностей ногами
- закрывание лица руками или засовывание их в рот
- сосание соски или пальца
- поджимание тела вперед с помощью сгибания рук и ног
Вскоре вы познакомитесь с индивидуальными способами коммуникации вашего малыша и будете в состоянии обеспечить поддержку, в которой он нуждается, чтобы взаимодействовать с миром.